Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Как связь пришла в библиотеку: история пневмопочты

27 августа 2020 года

Экскурсоводы Ленинки рассказывают

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . Сегодня вместе с Юлией Алиевой, главным библиотекарем Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ, мы изучаем историю пневмопочты.


Пневмопочта в библиотеке. Изображение: источник

Появлению пневмопочты поспособствовал технический прогресс, продвижению — пожарные и качественный менеджмент: экономический эффект при использовании пневмопочты достигается минимизацией расходов на содержание курьерской службы и возможностью сохранения конфиденциальности информации.

Слово «пневмопочта» греческого происхождения : πνευματικός — «пневматикос»: в переводе с греческого, «воздушный, дыхательный, ветряный». Пневмопочта — «воздушная почта». Так первоначально называлась пневматическая почтовая система Российской империи, а в настоящее время воздушность ассоциируется с авиадоставкой почты.

Пневматическая почта — это система транспортировки малых грузов, документов, под действием сжатого или разреженного воздуха (принцип пылесоса), как внутри одного здания (внутренняя), так и между комплексом зданий (внешняя). Простейшая система устройства подобной конструкции включает в себя трубопровод, контейнеры в виде капсул-патронов, куда закладываются пересылаемые ценности, станции приёма и отправки грузов и компрессор. Чем длиннее трубопровод, тем важнее мощность компрессора!


Кукольный театр Герона. Изображение: источник

История пневмопочты начинается в Древней Греции. Наибольшую известность среди ранних публикаций на эту тему получил труд Герона Александрийского (приблизительно I век до н.э.) — «Пневматика», в котором учёный описал конструкции различных сифонов, сосудов, насоса, шприца и самоходного механизма. Описанные Героном устройства и его теоретические выкладки нашли применение ещё при жизни их создателя, были востребованы современниками, не затерялись в веках, тексты переведены на различные языки, включая латынь. Герон создал много полезных устройств и теоретически обосновал принципы их работы. Например, «формула Герона» позволяет вычислить площадь треугольника по трём целочисленным сторонам, и список можно продолжать.

Далее наступают «тёмные времена» — Средневековье. Информация по исследованиям в области пневматических устройств в это время, возможно, и существует, но в только в профессиональной литературе.


Паровая машина Дени Папена. Изображение: источник

В 1667 году молодой учёный, французский физик Дени Папен (Denis Papin) обосновал теоретическую возможность транспортировки объекта, помещённого в трубу, путём придания этому объекту ускорения с использованием силы давления и воздействия сжатого воздуха. Папен пришёл к выводу: если патрон или цилиндр для груза сделать длиннее, в него можно вложить почтовое отправление. Идея не вызвала интереса современников учёного и продолжать научные изыскания он не стал. Значительно позже, в 1916 году, журнал «Union Postale» опубликовал статистические данные, сопоставив пневматические почты мира. Согласно этому исследованию, совокупная протяженность мировой системы трубопровода пневмопочты составила на момент публикации данных примерно 1000 км, из которых более 400 км принадлежали соотечественникам Папена.

Спустя век, в 1792 году, идея Папена получила практическое применение в столице другого европейского государства — Вене. На колокольне собора Святого Стефана дежурные вели круглосуточное наблюдение за пожарной ситуацией в городе. Если где-то случался пожар, наблюдатель спускался вниз по крутой лестнице (процесс был хлопотный) и предупреждал курьера, который доставлял донесение в пожарную часть. Тогда и назрел вопрос о пересылке сообщения при помощи трубопровода из колокольни в сторожку. Это была внутренняя система пневмопочты. Конструкция с успехом функционировала до 1855 года.


Чёрный пенни. Изображение: источник

Внешняя городская система пневмопочты была создана английским инженером Джосаей Латимером Кларком (Josiah Latimer Clark) в 1854 году — трубопровод был проложен между Лондонской фондовой биржей и Центральным телеграфом. Длина пути движения патрона с малым грузом составляла 200 м, скорость движения почтового отправления — около 6 м в секунду. Практичный англичанин запатентовал изобретение «для передачи писем и посылок между местами посредством давления воздуха и вакуума».

Подземная система трубопровода городской пневмопочты принадлежит английскому реформатору мировой почтовой системы Роуленду Хиллу (Roulend Hill), прославившемуся своим изобретением «чёрного пенни» — первой в истории почтовой марки.

В 1861 году в Лондоне молодая компания Pneumatic Despatch Company начала проводить демонстрацию пневматической транспортной дороги. Пневматические почтовые отправления стали привлекать к себе внимание за пределами Великобритании: в Германии (Берлин, 1865), во Франции (Париж, 1866) и далее во всей Европе, позже Америке и Бразилии, где создавались многообразные системы пневмопочты.


Фото: источник

История развития европейской пневмопочты второй половины XIX века связана с деятельностью генерал-почтмейстера Германской империи Генриха фон Стефана (Heinrich von Stephan) — основателя Всемирного почтового союза. В 1913 году с помощью германской пневмопочты было доставлено более 12 млн почтовых отправлений разных видов. Компрессоры приводились в действие  паровыми машинами.

В начале ХХ века на отдельных почтамтах Санкт-Петербурга и Москвы тоже заработала система пневматической почты. Гордостью москвичей было новое здание Центрального телеграфа — «Механизированный дворец» на Тверской улице, оборудованный современными средствами механизации, включая пневмопочту. При помощи новой почтовой системы связывались с первого по четвёртый и шестой этажи комплекса, благодаря чему удалось избежать массового столкновения перегруженных почтой курьеров, толпами снующих по многочисленным лестницам здания вверх-вниз.


Капсулы-патроны пневмопочты Ленинки. Фото: Мария Говтвань, РГБ

В России получила признание внутренняя система пневмопочты. Особенности климата не позволили заняться масштабной прокладкой трубопровода под землёй для организации внешней пневматической почтовой системы.

Популярность пневмопочты начала ХХ века в мире была столь велика, что для оплаты её услуг выпускались почтовые марки, печатались специальные конверты и почтовые карточки. Отметки на пневматических почтовых отправлений ставились особыми штемпелями, на них наклеивались особые ярлыки.

Внедрение и установка системы пневмопочты в Государственной библиотеке имени Ленина осуществлялись в два этапа. В 1975 году под руководством инженера Самсонова был осуществлён монтаж и произведён запуск уникальной разветвлённой системы — двухкилометровой библиотечной пневмопочты, связавшей алюминиевыми трубами несколько корпусов библиотеки: основного хранилища, главного корпуса и Дома Пашкова. В настоящее время дом Пашкова откреплён из общей системы связи, трубопровод разобран.


Пневмопочта Российской государственной библиотеки. Фото: Юлия Алиева, РГБ

Система была разработана и смонтирована советскими специалистами с уникальными размерами труб и пластиковых патронов, не позволяющими их использование сторонними организациями. В Прибалтике были изготовлены 5 деревянных приёмочных станций, после успешной их апробации в корпусах библиотеки  Московский ремонтный завод их заменил на металлические.

Систему пневматической почты можно увидеть во время экскурсии по величественному зданию основного хранилища библиотеки, либо во время посещения главного корпуса по читательскому билету — станции находятся недалеко от входов в читальные залы. На экскурсиях более подробно рассказывается о технических параметрах этой удивительной системы.


На экскурсии в основном хранилище Российской государственной библиотеки. Фото: Мария Говтвань, РГБ


Список использованных источников:

  1. Горохова Н.В. Исторические предпосылки появления и формирования терминов трубопроводного транспорта // Вестник Башкирского университета. 2013. Т.18. № 1. С. 114-120.
  2. Смирнов С.В. Краткий обзор некоторых изобретений греческих учёных в отласти теории управления (механизмами) // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании. 2019. Ч. 1. С.196-198.
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться